Автоматизация предприятий
+375 (152) 71-01-05 Отдел поддержки (факс)
+375 (152) 71-01-04 Отдел автоматизации
+375 (29) 29-44-300 Отдел продаж
Пн - Пт: 09.00 - 17.30
+375 (152) 71-01-04 Отдел автоматизации
+375 (152) 71-01-05 Отдел поддержки
+375 (29) 29-44-300 Отдел продаж
План счетов для бюджетных организаций
Время на прочтение: 2 минут(ы)

В настоящее время Министерством финансов Республики Беларусь разработаны основные направления совершенствования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, которые определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82 «О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления» (далее — постановление № 82).

К их числу отнесена разработка и внедрение единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией (далее — ЕПС).

На данный момент в бюджетных организациях Беларуси применяется несколько планов счетов. Отсутствие ЕПС в бюджетных организациях не дает возможности формировать единую консолидированную отчетность, отражающую сумму финансовых и нефинансовых активов и обязательств, общий объем начисленных доходов и расходов за счет всех источников на уровне соответствующего бюджета и государства в целом.

Как же будет выглядеть ЕПС и какие будут отличия от Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50 (далее — действующий План счетов)?

Известно, что в новом ЕПС будет предусмотрено 6 разделов:

I.Внеоборотные активы

II.Оборотные активы

III. Обязательства

IV.Активы и обязательства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета

V.Чистые активы

VI. Финансовый результат

В качестве примера проведем сравнительный анализ структуры счета 06 «Материалы и продукты питания» по действующему Плану счетов и счета 201 «Материальные запасы» по ЕПС.

Таблица 1. Структура синтетического счета «Материальные запасы»

Действующий План счетов

Извлечение из нового ЕПС

Наименование группы объектов аналитического учета Аналитический код счета (субсчет) Наименование группы объектов аналитического учета Аналитический код счета
Синтетический код счета 06 «Материалы и продукты питания» Синтетический код счета 201 «Материальные запасы»

Строительные материалы 10
Материалы для учебных, научных и других целей 060 Материалы для учебных, научно-исследовательских и других целей 20

Материалы для учебных, научных и других целей 21
Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ 044 Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ 22
Медикаменты и перевязочные средства 062 Медикаменты и перевязочные средства 30
Продукты питания 061 Продукты питания 40
Топливо, горючее и смазочные материалы 064 Топливо, горючее и смазочные материалы 50
Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности 063 Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности 60
Запасные части 069 Запасные части 70
Прочие материалы 067 Прочие материальные запасы 90
Материалы в пути 068 Материалы в пути 91
Корма и фураж 065 Корма и фураж 92
Тара 066 Тара 93

Прочие материальные запасы 99

Таблица 2. Структура счета в части видов изменений (увеличение) стоимости объектов учета (извлечение)

Аналитика изменений

Код изменений

Увеличение стоимости объектов учета, относящихся к нефинансовым активам (поступление нефинансовых активов) (за исключением начисления суммы амортизации, суммы снижения стоимости активов при признании убытка от обесценения, сумм резервов под снижение стоимости запасов): 100
в результате приобретения 101
в результате строительства, создания, производства, модернизации, реконструкции 102
при безвозмездном получении от физических и юридических лиц 103
при выявлении неучтенных объектов при инвентаризации 104
в результате безвозмездного получения имущества, обращенного в доход государства 105
при государственной переоценке 106
при дооценке объектов, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора 107
при дооценке до справедливой стоимости объектов, учитываемых по модели переоцененной стоимости (инвестиционная недвижимость, непроизведенные активы, биологические активы, биологическая продукция) 108
при поступлении в возмещение ущерба, причиненного виновным лицом 109
при признании затрат на вывод объекта из эксплуатации и восстановление участка, на котором он расположен 110

Пример

При приобретении хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей за плату по действующему Плану счетов составляется бухгалтерская запись:

Д-т 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»

К-т 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Согласно ЕПС на данную хозяйственную операцию будет составлена следующая запись:

Д-т 201 60 1100305 101 «Увеличение стоимости хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей в результате приобретения»

К-т 321 10 1100305 720 «Увеличение обязательств по кредиторской задолженности по приобретению хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей»,

где 201 — синтетический счет «Материальные запасы» (в настоящее время счет 06);

60 — аналитический счет: наименование группы объекта учета «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» (в настоящее время субсчет 063);

1100305 — код экономической классификации расходов «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» согласно экономической классификации расходов;

101 — вид изменений «Увеличение стоимости в результате приобретения»;

321 — синтетический счет «Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками» (в настоящее время субсчет 178);

10 — аналитический счет: наименование группы объекта учета «Кредиторская задолженность по расчетам за закупку товаров и услуг»;

720 — вид изменений «Увеличение обязательства по кредиторской задолженности при приобретении прочих расходных материалов и предметов снабжения».

Внедрение единого плана счетов в практику бухгалтерского учета бюджетных организаций будет осуществлено в два этапа. На первом этапе планируется применение ЕПС на уровне отдельных бюджетных организаций в рамках пилотных проектов. На втором этапе предполагается внедрение ЕПС в практическую деятельность всех бюджетных организаций.

В ближайшее время планируется продолжить рассмотрение, согласование ЕПС, его оформление в рамках структуры Министерства финансов Республики Беларусь. После внутреннего утверждения ЕПС Министерством финансов Республики Беларусь он будет передан на рассмотрение в отраслевые министерства, а также иным заинтересованным сторонам.

Поделиться