Каким будет новый план счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций? - МигСофт - IT компания в Беларуси
Автоматизация предприятий, бюджетных учреждений
+375 (152) 71-01-03 Техподдержка
+375 (152) 71-01-06 Общие вопросы
+375 (29) 29-44-300 Отдел продаж
Пн - Пт: 09.00 - 18.00
+375 (152) 71-01-03 Техподдержка
+375 (152) 71-01-06 Общие вопросы
+375 (29) 29-44-300 Отдел продаж
План счетов для бюджетных организаций
Время на прочтение: 2 минут(ы)

В настоящее время Министерством финансов Республики Беларусь разработаны основные направления совершенствования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, которые определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82 «О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления» (далее — постановление № 82).

К их числу отнесена разработка и внедрение единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией (далее — ЕПС).

На данный момент в бюджетных организациях Беларуси применяется несколько планов счетов. Отсутствие ЕПС в бюджетных организациях не дает возможности формировать единую консолидированную отчетность, отражающую сумму финансовых и нефинансовых активов и обязательств, общий объем начисленных доходов и расходов за счет всех источников на уровне соответствующего бюджета и государства в целом.

Как же будет выглядеть ЕПС и какие будут отличия от Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50 (далее — действующий План счетов)?

Известно, что в новом ЕПС будет предусмотрено 6 разделов:

I.Внеоборотные активы

II.Оборотные активы

III. Обязательства

IV.Активы и обязательства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета

V.Чистые активы

VI. Финансовый результат

В качестве примера проведем сравнительный анализ структуры счета 06 «Материалы и продукты питания» по действующему Плану счетов и счета 201 «Материальные запасы» по ЕПС.

Таблица 1. Структура синтетического счета «Материальные запасы»

Действующий План счетов

Извлечение из нового ЕПС

Наименование группы объектов аналитического учетаАналитический код счета (субсчет)Наименование группы объектов аналитического учетаАналитический код счета
Синтетический код счета 06 «Материалы и продукты питания»Синтетический код счета 201 «Материальные запасы»

-

Строительные материалы10
Материалы для учебных, научных и других целей060Материалы для учебных, научно-исследовательских и других целей20

-

Материалы для учебных, научных и других целей21
Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ044Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ22
Медикаменты и перевязочные средства062Медикаменты и перевязочные средства30
Продукты питания061Продукты питания40
Топливо, горючее и смазочные материалы064Топливо, горючее и смазочные материалы50
Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности063Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности60
Запасные части069Запасные части70
Прочие материалы067Прочие материальные запасы90
Материалы в пути068Материалы в пути91
Корма и фураж065Корма и фураж92
Тара066Тара93

-

Прочие материальные запасы99

Таблица 2. Структура счета в части видов изменений (увеличение) стоимости объектов учета (извлечение)


Аналитика изменений

Код изменений

Увеличение стоимости объектов учета, относящихся к нефинансовым активам (поступление нефинансовых активов) (за исключением начисления суммы амортизации, суммы снижения стоимости активов при признании убытка от обесценения, сумм резервов под снижение стоимости запасов):100
в результате приобретения101
в результате строительства, создания, производства, модернизации, реконструкции102
при безвозмездном получении от физических и юридических лиц103
при выявлении неучтенных объектов при инвентаризации104
в результате безвозмездного получения имущества, обращенного в доход государства105
при государственной переоценке106
при дооценке объектов, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора107
при дооценке до справедливой стоимости объектов, учитываемых по модели переоцененной стоимости (инвестиционная недвижимость, непроизведенные активы, биологические активы, биологическая продукция)108
при поступлении в возмещение ущерба, причиненного виновным лицом109
при признании затрат на вывод объекта из эксплуатации и восстановление участка, на котором он расположен110

Пример

При приобретении хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей за плату по действующему Плану счетов составляется бухгалтерская запись:

Д-т 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»

К-т 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Согласно ЕПС на данную хозяйственную операцию будет составлена следующая запись:

Д-т 201 60 1100305 101 «Увеличение стоимости хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей в результате приобретения»

К-т 321 10 1100305 720 «Увеличение обязательств по кредиторской задолженности по приобретению хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей»,

где 201 — синтетический счет «Материальные запасы» (в настоящее время счет 06);

60 — аналитический счет: наименование группы объекта учета «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» (в настоящее время субсчет 063);

1100305 — код экономической классификации расходов «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» согласно экономической классификации расходов;

101 — вид изменений «Увеличение стоимости в результате приобретения»;

321 — синтетический счет «Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками» (в настоящее время субсчет 178);

10 — аналитический счет: наименование группы объекта учета «Кредиторская задолженность по расчетам за закупку товаров и услуг»;

720 — вид изменений «Увеличение обязательства по кредиторской задолженности при приобретении прочих расходных материалов и предметов снабжения».

Внедрение единого плана счетов в практику бухгалтерского учета бюджетных организаций будет осуществлено в два этапа. На первом этапе планируется применение ЕПС на уровне отдельных бюджетных организаций в рамках пилотных проектов. На втором этапе предполагается внедрение ЕПС в практическую деятельность всех бюджетных организаций.

В ближайшее время планируется продолжить рассмотрение, согласование ЕПС, его оформление в рамках структуры Министерства финансов Республики Беларусь. После внутреннего утверждения ЕПС Министерством финансов Республики Беларусь он будет передан на рассмотрение в отраслевые министерства, а также иным заинтересованным сторонам.

Поделиться