В настоящее время Министерством финансов Республики Беларусь разработаны основные направления совершенствования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, которые определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82 «О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления» (далее — постановление № 82).
К их числу отнесена разработка и внедрение единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией (далее — ЕПС).
На данный момент в бюджетных организациях Беларуси применяется несколько планов счетов. Отсутствие ЕПС в бюджетных организациях не дает возможности формировать единую консолидированную отчетность, отражающую сумму финансовых и нефинансовых активов и обязательств, общий объем начисленных доходов и расходов за счет всех источников на уровне соответствующего бюджета и государства в целом.
Как же будет выглядеть ЕПС и какие будут отличия от Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50 (далее — действующий План счетов)?
Известно, что в новом ЕПС будет предусмотрено 6 разделов:
I.Внеоборотные активы
II.Оборотные активы
III. Обязательства
IV.Активы и обязательства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета
V.Чистые активы
VI. Финансовый результат
В качестве примера проведем сравнительный анализ структуры счета 06 «Материалы и продукты питания» по действующему Плану счетов и счета 201 «Материальные запасы» по ЕПС.
Таблица 1. Структура синтетического счета «Материальные запасы»
Действующий План счетов | Извлечение из нового ЕПС |
||
Наименование группы объектов аналитического учета | Аналитический код счета (субсчет) | Наименование группы объектов аналитического учета | Аналитический код счета |
Синтетический код счета 06 «Материалы и продукты питания» | Синтетический код счета 201 «Материальные запасы» | ||
- | Строительные материалы | 10 | |
Материалы для учебных, научных и других целей | 060 | Материалы для учебных, научно-исследовательских и других целей | 20 |
- | Материалы для учебных, научных и других целей | 21 | |
Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ | 044 | Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ | 22 |
Медикаменты и перевязочные средства | 062 | Медикаменты и перевязочные средства | 30 |
Продукты питания | 061 | Продукты питания | 40 |
Топливо, горючее и смазочные материалы | 064 | Топливо, горючее и смазочные материалы | 50 |
Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности | 063 | Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности | 60 |
Запасные части | 069 | Запасные части | 70 |
Прочие материалы | 067 | Прочие материальные запасы | 90 |
Материалы в пути | 068 | Материалы в пути | 91 |
Корма и фураж | 065 | Корма и фураж | 92 |
Тара | 066 | Тара | 93 |
- | Прочие материальные запасы | 99 |
Таблица 2. Структура счета в части видов изменений (увеличение) стоимости объектов учета (извлечение)
Аналитика изменений | Код изменений |
Увеличение стоимости объектов учета, относящихся к нефинансовым активам (поступление нефинансовых активов) (за исключением начисления суммы амортизации, суммы снижения стоимости активов при признании убытка от обесценения, сумм резервов под снижение стоимости запасов): | 100 |
в результате приобретения | 101 |
в результате строительства, создания, производства, модернизации, реконструкции | 102 |
при безвозмездном получении от физических и юридических лиц | 103 |
при выявлении неучтенных объектов при инвентаризации | 104 |
в результате безвозмездного получения имущества, обращенного в доход государства | 105 |
при государственной переоценке | 106 |
при дооценке объектов, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора | 107 |
при дооценке до справедливой стоимости объектов, учитываемых по модели переоцененной стоимости (инвестиционная недвижимость, непроизведенные активы, биологические активы, биологическая продукция) | 108 |
при поступлении в возмещение ущерба, причиненного виновным лицом | 109 |
при признании затрат на вывод объекта из эксплуатации и восстановление участка, на котором он расположен | 110 |
Пример
При приобретении хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей за плату по действующему Плану счетов составляется бухгалтерская запись:
Д-т 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»
К-т 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Согласно ЕПС на данную хозяйственную операцию будет составлена следующая запись:
Д-т 201 60 1100305 101 «Увеличение стоимости хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей в результате приобретения»
К-т 321 10 1100305 720 «Увеличение обязательств по кредиторской задолженности по приобретению хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей»,
где 201 — синтетический счет «Материальные запасы» (в настоящее время счет 06);
60 — аналитический счет: наименование группы объекта учета «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» (в настоящее время субсчет 063);
1100305 — код экономической классификации расходов «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» согласно экономической классификации расходов;
101 — вид изменений «Увеличение стоимости в результате приобретения»;
321 — синтетический счет «Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками» (в настоящее время субсчет 178);
10 — аналитический счет: наименование группы объекта учета «Кредиторская задолженность по расчетам за закупку товаров и услуг»;
720 — вид изменений «Увеличение обязательства по кредиторской задолженности при приобретении прочих расходных материалов и предметов снабжения».
Внедрение единого плана счетов в практику бухгалтерского учета бюджетных организаций будет осуществлено в два этапа. На первом этапе планируется применение ЕПС на уровне отдельных бюджетных организаций в рамках пилотных проектов. На втором этапе предполагается внедрение ЕПС в практическую деятельность всех бюджетных организаций.
В ближайшее время планируется продолжить рассмотрение, согласование ЕПС, его оформление в рамках структуры Министерства финансов Республики Беларусь. После внутреннего утверждения ЕПС Министерством финансов Республики Беларусь он будет передан на рассмотрение в отраслевые министерства, а также иным заинтересованным сторонам.