Что такое юзабилити сайта и почему это так важно?

Понятие «Юзабилити» появилось в лексиконе веб-разработчиков сравнительно недавно, однако уже успело обрести всеобщую популярность. Юзабилити сайтов является отдельным направлением интернет-маркетинга и стоит наравне с оптимизацией. По данной дисциплине проводятся семинары, читаются лекции в университетах и публикуются учебные материалы.

Что подразумевают под понятием юзабилити?

В переводе с английского usability – степень удобства использования. То есть способность продукта быть понятным и привлекательным для пользователя в определённых условиях. Его значение схоже со значением понятия эргономики – науки, изучающей эффективность трудовых процессов в заданных обстоятельствах, с целью создания оптимальных условий.

Если рассматривать термин юзабилити, применительно к пользовательским интерфесам, то он означает:

  • простоту навигации
  • удобство расположения графических элементов
  • лаконичность дизайна и его восприятия
  • продуманность логики элементов управления

Почему важно уделять внимание юзабилити?

В последнее время пользователь стал более поверхностным и нетерпеливым, поэтому главная задача ресурса теперь удержать пользователя, а также оставить хорошее впечатление. По данным исследований «Nielsen Norman Group» среднее время нахождения пользователя на одной странице составляет меньше 30 секунд. Это ещё раз доказывает, что главная цель – заинтересовать посетителя и заставить его остаться на странице. Причем на достижение этой цели отводится не более нескольких секунд. А далее, за оставшееся время случайному посетителю нужно объяснить следующее:

  • где он находится?
  • чем данный ресурс отличается от других?
  • и какую выгоду здесь можно извлечь?

Если человек не успеет получить эту информацию за те самые 30 секунд, то он, вероятно, уйдёт на сайт к вашим конкурентам. Именно такими вопросами и занимается юзабилити.

Факторы, влияющие на Usability (UX)

Питер Морвилль, известный как один из основоположников информационной архитектуры, на основе своего опыта в тестировании юзабилити, выделяет следующие факторы UX:

  • Полезность – контент должен быть интересным и соответствовать потребностям ваших посетителей;
  • Простота – сайт должен быть простым, не перегруженным лишней информацией;
  • Желанность – дизайн, имидж и бренд компании должны вызывать восторг;
  • Видимость – навигация по сайту должна быть интуитивно понятной;
  • Доступность – информация на сайте должна быть доступна для людей с ограниченными возможностями;
  • Ценность – сайты должны быть не только удобными, но и приносить пользу. Для некоммерческих организаций – доносить информацию, для коммерческих – прибыль, а точнее привлекать и помогать повышать удовлетворённость клиентов.

Как улучшить юзабилити?

Если вы не занимаетесь разработкой сайта с нуля и изначально не учли все вышеперечисленные факторы, то вы можете заказать usability-аудит вашего сайта.
Большинство современных веб студий оказываю данную услугу и имеют на неё хороший спрос. Потому что чем проще и удобнее ваш сайт, тем выше конверсия. Причём затраты на рекламу и посещаемость могут оставаться прежними.

Поделиться